02 марта 2009 г.
Начиная работу над созданием сайта, заказчику стоит задуматься над тем, как работать с сайтом после окончания его разработки. Будет ли он самостоятельно редактировать информацию, добавлять новости, размещать фотографии или поручит сопровождение сайта сторонней компании? Как выгоднее вложить деньги, чтобы не платить потом дважды? По нашему мнению, платные лицензионные CMS? в сегменте корпоративных сайтов являются лучшим выбором в соотношении цены-удобства-надежности.
В настоящее время все профессиональные разработчики сайтов используют три основных вида CMS:
Термин «бесплатные» CMS не совсем соответствует истине, правильнее называть «open source» &mdash «открытое программное обеспечение», однако, для удобства, далее будем называть такие системы «бесплатными».
Среди бесплатных CMS можно выделить безусловного лидера российского сегмента – Joomla, а также движок для блогов WordPress, часто применяемый для создания несложных корпоративных сайтов и интернет-визиток.
Стоить отметить сложные системы Drupal и Typo3, на которых с успехом работают множество зарубежных сайтов крупных компаний. Однако, на российском рынке мало специалистов и компаний, ориентированных на эти системы.
Среди лидеров платных CMS можно выделить наиболее распространенные системы 1С-Bitrix, NetCat, HostCMS.
Третья категория CMS — собственные разработки компаний, далее будем называть их «собственными» CMS.
Попробуем сравнить эти три категории систем по различным критериям:
Стоимость сайта складывается из нескольких составляющих:
Здесь все предельно просто:
Бесплатные CMS — ничего не стоят.
Платные CMS — стоимость от $150 за базовые версии, до $1000 и выше за сложные конфигурации.
Собственные CMS — стоимость системы может указываться прямо, либо косвенно учитывается в стоимости внедрения.
Стоимость внедрения прямо пропорциональна затраченному времени. Внедрение CMS в большинстве случаев подразумевает обновление сайта собственными силами владельца. Это требует проведения исполнителем специальных работ по конфигурированию системы. Надо отметить, что разработчики сайтов не всегда качественно проводят работу по адаптации системы к нуждам заказчика. Особенно это касается бесплатных систем, потому что трудоемкость такой адаптации значительно выше.
Во многом виновато «тяжелое наследие» бесплатных CMS от портальных систем, в недрах которых заложена идеология типа модуль->публикация, плохо подходящие для корпоративных сайтов с иерархическим представлением информации (категория->подкатегория->элемент->свойства) и разнообразными связями между элементами.
В платных системах 90% функциональности корпоративного сайта уже заложено на уровне ядра или одного универсального модуля. Например, система NetCat в наиболее дешевой комплектации уже включает широкий перечень стандартных компонентов?. Их адаптация проводится в предельно сжатые сроки. Создание каких-либо нестандартных модулей на основе этих компонентов максимально упрощено.
Внедрение собственных CMS также производится достаточно быстро. Сложности могут возникнуть лишь при необходимости разработки новых модулей, которые отсутствовали в арсенале разработчика.
Для всех типов систем серьезным недостатком большого количества дополнительных работ по настройке является увеличение объемов программного кода, не прошедшего специального тестирования, и, как следствие, появление программных ошибок и уязвимостей в системе.
Итак, сайт сдан в эксплуатацию, какие же еще расходы могут нести заказчики? Во-первых, возникает необходимость обновления содержимого сайта. Качественно настроенные CMS должны позволять проводить все операции самому заказчику, причем без каких-либо специальных навыков. Необходимость дополнительных услуг по сопровождению должна быть оговорена еще на стадии проектирования и отражаться в уменьшении стоимости внедрения CMS.
Существует такой термин &mdash «отчуждаемость». Это возможность самостоятельного владения программным продуктом и независимость от разработчика и его ценовой политики.
Бесплатные системы, в своем большинстве, имеют зарубежное происхождение, разрабатываются сообществом независимых разработчиков. Из-за этого в рамках одной системы параллельно существует множество версий дистрибутивов, модулей, патчей и русификаций к ним, зачастую плохо совместимых друг с другом и содержащих множественные ошибки. Правда, у отдельных веб-студий уже имеется отточенная временем устойчивая сборка бесплатной системы, однако, разобраться в ней стороннему специалисту становится сложно. Процесс обновления такой системы, например, в области безопасности, сильно затруднен. Также высока вероятность проблем при смене хостинга.
Можно провести аналогию с бесплатной операционной системой Linux, так и не получившую распространение в коммерческой среде по сравнению с Windows, во многом, из-за высокой стоимости владения.
У ведущих платных систем с отчуждаемостью все в порядке — заказчик в любой момент может сменить как разработчика, так и хостинговую площадку где размещен сайт. Кроме того, всегда есть возможность обратиться за техподдержкой к компании-изготовителю CMS.
Совсем плохо с отчуждаемостью в системах собственной разработки. Заказчик фактически привязан к компании-разработчику. Перенос сайта на новый хостинг может быть затруднен или вообще невозможен.
Второй статьей расходов в процессе эксплуатации сайта является необходимость расширения функций сайта. Как и в случае работ по внедрению, стоимость таких услуг пропорциональна временным затратам.
Стоить отметить, что существует вероятность прямых или косвенных финансовых потерь связанных с перебоями в работе сайта из-за проблем с надежностью и безопасностью. Этот аспект также сказывается на стоимости владения.
Надежность CMS складывается из устойчивой безошибочной работы сайта, а также из степени защиты от угрозы взлома.
Надо понимать, что не существует абсолютно неуязвимых систем. Систему можно считать безопасной, если стоимость взлома превышает стоимость потенциальной выгоды злоумышленника.
В настоящее время наибольшую угрозу предоставляют программы по массовому взлому. Эти программы сами разыскивают свои жертвы, внедряют свой программный код, который может использоваться для заражения компьютеров вирусами, рассылки спама, кражи паролей и многих других деструктивных действий. Владелец сайта может длительное время не догадываться о взломе.
Достаточно устойчивыми являются собственные CMS, вследствие малой распространенности и сложности анализа исходного кода системы.
Разработчики платных систем прилагают специальные усилия для защиты своих продуктов, проводят специализированные тесты. Малейшие уязвимости быстро ликвидируются через централизованную систему обновлений.
Бесплатные системы становятся просто мишенью для программ массового взлома. Сообщения об уязвимостях публикуются открыто, и активно используются хакерами.
Поэтому сайтам на бесплатных системах требуется постоянный присмотр специалиста, который будет следить за обстановкой и производить своевременные обновления программного кода.
При качественном подходе к настройке системы, любую систему можно доработать и адаптировать под нужды потребителя, чтобы он не испытывал проблем в процессе эксплуатации. Нельзя отдать преимущество какому-либо типу систем и весь вопрос заключается в стоимости внедрения.
Дополнительным плюсом платных систем является наличие печатной и электронной документации для пользователя и разнообразные дополнительные обучающие уроки.
Таким образом, можно сделать вывод, что не существует бесплатных систем и именно платные лицензионные CMS в сегменте корпоративных сайтов являются лучшим выбором в соотношении цены-качества-надежности.